Каким я вижу идеальный мультфильм
От чего зависит успех мультфильма? Почему одни мультфильмы сразу же завоевывают любовь зрителей, другие же не вызывают особого энтузиазма? Есть ли вообще идеальные мультфильмы и можно ли их создать? Что для этого нужно? Здесь некоторые мои рассуждения на этот непростой вопрос.

Каждый мультфильм (как и фильм) сочетает в себе одновременно и достоинства, и недостатки, встретить в "чистом" виде идеальный мультфильм, состоящий только из положительных "ингредиентов", невозможно, хотя бы потому, что другому зрителю эти достоинства могут показаться недочетами. Alles ist relativ :) Уже по этой причине выходит, что в природе не может существовать идеального мультфильма, способного понравиться на 100% каждому.
Но все же создать идеальный мультфильм для группы людей со сходными интересами и взглядами можно ( в Японии, например, так и делают). Здесь я напишу о том, каким в моем представлении должен быть идеальный мультфильм, о его основных составляющих (которые, в основном, равноправны).
1. Сюжет.
Сюжет играет очень важную роль. Без хорошего сценария любой мультфильм обречен на неудачу. Сюжет может затрагивать множество различных тем, главное, - чтобы он был достаточно оригинальным и содержал в себе какую-нибудь довольно серьезную идею. Даже в сказку можно добавить что-нибудь особенное, выгодно выделяющую ее от исходника, сделать сюжет оригинальней и необычнее, по другому посмотреть на знакомые вещи (так, например, было в "Шрэке").
Приветствую примерно такой расклад: первые 10-15 минут - введение ((пусть начало будет неожиданным, красочным, с хорошей музыкой, радующими глаз пейзажами, сразу же вводящее нас в атмосферу мультфильма), далее завязка действия, примерно через час после начала - эмоциональная кульминация, пусть в этот момент мы будем сочувствовать героям, так сказать лирическая пауза. Ну и последние полчаса - "кульминация событий", решающая "схватка" (не обязательно в буквальном смысле), какой-то подъем настроения, принятие важных решений, успешное их выполнение и финал.
Это всего лишь "каркас", нельзя, чтобы все мультфильмы шли именно по такой схеме, нужно уметь ее разнообразить, например, в зависимости от особенностей действия и идеи картины сместить лирическую середину минут на 15 "туда" или "обратно", ну и т.п. приемы.
Можно сделать финал совсем резким и неожиданным, однако с этой, уже ставшей классической схемой все же стоит "считаться".
Кстати, немного о финале. Уже традиционно принято в полнометражках делать "хеппи-энды" (даже "Русалочку" изменили). Я, в обем-то, совсем не против. Иначе после просмотра останется тягостное впечатление. Но все же конец не должен быть излишне "прямолинеен", мне кажется, должна оставаться какая-то тайна, которую предоставляется разгадать уже зрителю (и решить, как все окончится на его вкус). Не так, чтобы зритель спрашивал с недоумением у соседа: "Что? Уже конец?!", но и не так, чтобы он говорил: "Так я и знал! Они всегда так кончают!". Поэтому сценаристам стоит попотеть, чтобы придумать твердый, но необычный конец.
Очень важно, чтобы фильм был динамичным, увлекательным, смотрелся "на одном дыхании" (вот только этого сложно добиться, сама я не могу найти точных способов).
Еще я против чрезмерной жестокости. Ею итак уже переполнены фильмы. Также не одобряю чрезмерной "накрученности" в мультфильмах, совершенно нереальных событий и сюжетных поворотов, только если мультфильм не связан с волшебством, где уже заведомо предполагается большое количество странных и нереальных вещей. И все же не стоит приближаться к абсолютной реалистичности, превращать мультфильм в настоящий "рисованный фильм". Это совершенно ни к чему, так как мультфильм - он на то и мультфильм, что в нем многое может быть гораздо интереснее, чем в жизни. Нужно постараться найти "золотую середину".

2. Герои.
Стиль рисования героев может быть любым, главное, чтобы у них были приятные черты лица, фигуры; не стоит выбирать чрезмерно угловатые и резкие, "экстремальные", а также примитивные стили, так как такие герои уже заведомо своей внешностью будут отталкивать зрителя, не позволяют проникнуться к ним симпатией, да еще и глаза могут уставать от таких (например, мне тяжело долго смотреть на кривоватую Масяню). Облик героев должен быть характерным, запоминающимся и привлекющим внимание и воображение. Герой должен быть харизматичным, единственным в своем роде, особенным. Это должен быть состоявшийся, многогранный образ, с определенным характером. Главное в поведении героя - естественность. Чтобы хорошо проработать образ и сделать действия героя понятными зрителю, имеет смысл попробовать представить на время себя в роли персонажа, в его ситуации (но нужно учитывать и темперамент, особенности характера персонажа).
У героя должно быть "живое" лицо и превосходная мимика, что также играет важную роль в восприятии персонажа.
Я категорически против стереотипов. Я вообще против очень четкого разделения героев на плохих и хороших. Это очень примитивно. Не бывает только плохих или хороших, чаще всего сочитается и то, и другое, просто доминирует что-то одно. Если все же "дележ" имеет место, то это свидетельствует о том, что характеры персонажей плохо проработаны, они односторонни. И вообще я считаю, что зрители не настолько глупы, чтобы не разобраться самим, кому симпатизировать (если образы хорошо продуманы, то это не проблема). Я не хочу сказать, что одобряю ситуации, когда в целом положительный персонаж вдруг возьмет и напакостит. Нет! Деление, конечно, должно быть, но вполне условным, а не четким.
Особенно мне не нравится стереотип злодея и его тупых помощников. Это глупо и сразу вносит оттенок детскости.

3. Юмор, общее настроение, какие-то особые черты, поэтика и романтика.
Все это составляет особую "атмосферу" мультфильма, от которой во многом зависит наше восприятие. Удачная "атмосфера" формирует особое отношение к картине, любовь и симпатию, желание увидеть ее снова.
Юмор обязателен для любого мультфильма, сложно недооценить его роль. Шутки не должны быть тупыми, желательно не слишком увлекаться и "черным" юмором. А вот добавку в уже традиционные шутки что-то новаторское и оригинальное всегда приветствую. Естественно, хорошо придумывать и совершенно новые шутки, можно вставлять и визуальные, и словесные шутки, придумывать новые необычные комические ситуации. Но шуток в меру, иначе зритель за смехом может и не уловить основной серьезной идеи (а она просто обязана быть в любом сюжете).
Пародии, карикатуры, специальные камео и "классические" эпизодические персонажи.
Я высоко ценю грамотно сделанные пародии и карикатуры. Всегда интересно, сможешь ли ты отгадать все приколы создателей, все пародии, переделки знаменитых высказываний и слоганов. Хватит ли у тебя эрудиции? Хорошие пародии вызывают не только смех, но и восхищение перед мастерством и изобретательностью создателей. Важно сохранять вкус и чувство меры. В противном случае картина покажется сумбурной, напичканной всем подряд. В каждом мультфильме (и фильме) должно быть и что-то свое, оригинальное, какая-то особая деталь или черта, которую потом могут пародировать другие (например, светящиеся мечи из "Звездных войн" стали уже их символом).

4. Качество.
Техническая сторона картины. Очень важны качественная анимация, плавность движений, хорошая прорисовка фонов, качественные спецэффекты (можно и компьютерные, но чтобы их вкрапления были незаметны). Неряшливость всегда отталкивает.

5. Музыка.
Играет очень и очень и еще раз ну очень важную роль. Именно музыкальное оформление помогает нам проникнуться духом мультфильма, понять его. Если в одну и ту же сцену вставить разную музыку, то и смотреться она будет по-иному. На музыку скупиться не стоит, она должна быть разнообразной, запоминающейся, проникающей в душу и выразительной.

6. Душа.
Это, возможно, самое главное.
Сколько вложишь сил, труда, старания, фантазии и души в картину, столько и получишь потом зрительских симпатий и любви.
Что посеешь, то и пожнешь.

Hosted by uCoz