Отверженные
Les Miserables
Один из величайших и необыкновенно сильных, емких и сложных мюзиклов мира!!!
Вы даже не представляете, какое впечатление он произвел на меня! И хотя со мной почти никогда такого не случается, я просто не могу не плакать. Необыкновенно трогательная история и задушевная музыка!
В основе мюзикла - бессмертное произведение В. Гюго "Отверженные" - философский роман, один из самых читаемых в мире. Я, к сожалению, не видела ни мюзикла (кроме записи Юбилейного концерта), зато прочитала роман, но все равно мне довольно сложно говорить о музыке в мюзикле, но все же я решилась :) Мюзикл очень близок к оригинальному произведению.
Сначала об общих чертах мюзщикла.
Сюжет очень сложный. Параллельно развиваются 2 линии: история отдельных людей, большинство из которых живет в условиях чудовищной бедности, а вторая - описание грандиозного события в истории Европы и всего мира - первой французской буржуазной революции. Персонажи - прекрасные открытия, выведено множество замечательных характеров: Фантина, Жан Вальжан, Козетта, Эпонина. Это совершенно разные люди, объединяет их одно - они составляют самые низы общества. Вообще само слово "отверженный" страшно: ну неужели возможно оставить, отвергнуть людей, бросить их на произвол судьбы?! И тем не менее это возможно... Но отверженные люди ничем не хуже богачей, они тоже хотят жить, способны переживать различные чувства, ведь они такие же, как мы.
В мюзикле показаны и храбрые, отважные, вдохновленные идеями всеобщего равенства революционеры, восставшие против жестокого правительства. Они погибли, как герои, оставаясь верными своим убеждениям и идеалам, не потерявшие самообладание в последние минуты, и я восхищаюсь ими!
Cамо собой, вследствие такого непростого и почти неразрешимого конфликта о всеобщем благосостоянии и вопросах о любви к ближним, человечном поведении: милосердии, доброте, веры в лучшую жизнь даже в такой ужасающей обстановке, мюзикл (а я думаю, и книга) полон эмоций, различных чувств, он необыкновенно выразителен, герои все время находятся в поиске решений неразрешимых проблем. Здесь все напряжено до предела, постоянный накал человеческих страстей, высоких стремлений и надежд. Все это требует разрешения. История удивительно жизненна, в ней воедино сплелись свет надежды, любви и сострадания и мрак трагедий, разворачивающихся на наших глазах, кошмарные условия жизни, безысходность и безнадежность этого нищенского влачения жизни. Нельзя не сочувствовать героям и не переживать за них, нельзя их не любить! Несмотря на все жизненные преграды, добро и свет побеждают - мюзикл оставляет надежду, свет и светлую печаль о прекрасных людях, погибших в это сложное время дикого, самого страшного капитализма, где "пес есть пса".
Музыка в "Отверженных" совершенно особенная и совсем не похожая на музыку других мюзиклов. У нее замечательный собственный стиль, который очень гармонично сливается с сюжетом. Сочинил ее великий французский композитор Клод Мишель Шонберг (и я считаю, что это самое правильно решение - создать мюзикл об истории собственной страны, кто, как не французы, может почувствовать дух того времени). Итак, какая она, музыка "Отверженных"?
Она разнообразна и неповторимо прелестна, волшебна, трогательна и серьезна, светла и прозрачна (если можно так сказать), решительна, стремительна и искренна, героична и отважна, возвышенна и прекрасна, освежающе нежна, необыкновенно выразительна и неуловимо маняща. Она проникает в самое сердце!
Почему-то у меня она ассоциируется с звездопадом, ночью, какой-то призрачностью и неуловимой тайной, с дождем и его освежающим дыханием - и это, похоже, правильно, ведь революционные потрясения (хоть они в итоге и не принесли большого облегчения) вносят какую-то разрядку в классовых противоречиях, дарят надежду, новые идеи, которые и привносят это ощущение свежести, прогресса и свободы.
Я долго думала, отчего же у меня такие ассоциации. И, скорее всего, нашла одно из решений: это чудесная фактура. Аккорды расслаиваются (по принципу арпеджио), становятся менее весомыми, более легкими, каждая нотка как раз и кажется той падающей звездой или капелькой дождя. На таком принципе построены и Who Am I? (начало), и On My Own, и A Heart Full Of Love, и Bring him home и Stars, и A little Fall of Rain, переливы в I Dreamed a Dream. Многие песни кончаются арпеджатто - как бы растворяются в воздухе. Это поистине великолепная находка! А еще в композициях много струнных, живых, душевных, трепещущих инструментов.
Гениальная история (прекраснейшие либретто!) и гениальная музыка вместе составляют один из любимейших и популярнейших мюзиклов в мире, достойный называться шедевром мирового театра!
Повторюсь, точного сюжета я не знаю, поэтому далее пишу то, как я представляю развитие событий (я основывалась на тексте песен, кратких описаниях мюзикла и, конечно, на видеозаписи концерта).
С первых аккордов проникаешься настроением того времени рубежа эпох.
Суровая, обреченная, страдальческая песня каторжников, одного из которых отпускают на свободу (это Жан Вальжан). Но даже отработав 20 лет на каторге, Вальжан получает только формальную свободу, он совершенно бесправен, а паспорт каторжника лишает его полноценной жизни и не дает ему возможности выбора, он все время под надзором властей. Инспектор Жавер властно и грозно разговаривает с 24601 (он даже не называет Вальжана по имени), не считается с его мнением, думая, что знает о каторжниках все. И музыка эту властность прекрасно подчеркивает.
Сначала Вальжан верит в то, что он наконец свободен, надеется начать новую жизнь, но его мечты сталкиваются с реальностью: паспорт каторжника дает о себе знать, и Вальжана нигде не принимают, чем полностью сломляют его надежду и веру в новую жизнь и возможность успеха. Пока... епископ радушно не приглашает его к себе в дом. Тема епископа (она, как и многие другие, еще не раз встретится в мюзикле. Основное ее название - Empty Chairs at Empty Tables), необыкновенно откровенна и проникновенно душевна, доносит до нас христианские идеи любви к ближнему и милосердия. Епископ относится к Вальжану как к брату, как к равному себе, с которым он готов поделиться куском хлеба и кровлей (What we've got, we've got to share).
Это совершенно новая философская позиция в жизни Вальжана, встречавшего до этого только эгоистичных людей, заботящихся лишь о своем благсостоянии и совершенно не волнующихся о судьбе других (так воспитывает капитализм, надо сказать, на Вальжана тоже этот принцип действовал). Вальжан не доверяет епископу, он даже довольно враждебно к нему настроен. Вместо благодарности за оказанную милость и христианскую любовь к нему, Вальжан отплачивает епископу неверием и даже крадет его серебро. Но его скоро останавливают. Однако епископ утверждает, что подарил Вальжану это серебро, тем самым спасая его. Вальжан потрясен этим. Епископ наставляет Вальжана, открывает ему путь к Богу, призывает к новой, праведной жизни, верит в него.
Это истинно человечное отношение епископа, его забота и вера приводят Вальжана к душевному кризису, в котором он кардинально меняет свое отношение к людям, миру и самому себе, открывает совершенно новую точку зрения на мир, правильную точку зрения. Этот человек, епископ, был гуманным, милосердным к нему и, главное, видел в нем не каторжника, а человека, брата. Вальжан же не оправдал и злоупотребил его доверием. Естественно, в Вальжане просыпается совесть, ему совестно и перед самим собой. Он потратил 20 лет на бесплодные искания, и не замечал такую простую истину. В решительности рвет Вальжан свой паспорт, решает начать новую, честную жизнь.
Я почти не пишу конкретно о музыке и о либретто, но можете себе представить, как истинно прекрасны и выразительны и музыка, и слова, и, конечно, сама книга. Меня поразило уже начало, содержащее столько мыслей. И, конечно, чудесные исполнители. С музыкой все вышеописанное становится гораздо более значимым, выразительным, понятным.
Проходит 10 лет. Вальжан становится мэром городка, где однажды в конце рабочего дня вокруг фабрики происходит уличное столкновение. At the End of the Day - песня нищих, признающих все свое существование - борьбой, войной, цена которой - жизнь. Песня энергичная, безжалостная констатация фактов против нищих - скорая зима, больные, голодные дети. Все они взъелись на несчастную Фантину, вынужденную оставить свою больную дочь Козетту у чужих людей. Но толпа лишь ликует, когда Фантину прогоняют - абсолютно хищническое отношение к человеку. И лишь Вальжан откликается на трагедию Фантины.
Фантина исполняет прекраснейшую песню I Dreamed A Dream. Это мягкая, проникновенная песня - воспоминание о прошлом, более счастливом времени, о мечтах юности и надеждах, о прекрасном идеале, которому не суждено воплотиться в жизнь. У Фантины была прекрасная мечта, разбившаяся о реальность жизни. Песня полна печали, но светлой, ведь в Фантине еще живет крохотный огонек надежды.
Жизнь толкает ее на ужасную работу, Фантине просто некуда больше податься, ее Козетта может умереть. Lovely Ladies - песня распущенных девиц, стремящихся и Фантину сделать такой же, как они, заглушить в ней совесть и чувство собственного достоинства. Но с первым же клиентом Фантина не ладит, выходит драка.
В это время Вальжану предоставляется редчайшая возможность снять с себя подозрения и обвинить другого человека тем самым сбежавшим много лет назад Вальжаном. Who Am I? - это внутренний, полный решительности, смелости и твердости духа монолог Вальжана, в котором он выбирает свой дальнейший путь, решается вся его (и не только его) жизнь. Спасти ли себя, или действовать так, как велит совесть? Вальжан побеждает себя и открывается Жаверу, тем самым он спасает невиновного человека, т.е. выбирает правильное решение. Не каждый способен на такой шаг!
Фантина умирает, в бреду она с нежностью обращается к Козетте. Ее песня исполнена любовью, светом, заботой и добротой. Она встретится еще не раз. Вальжан берет Козетту под свою протекцию, успокаивает Фантину и обещает, что Козетта будет для него как родная дочь. Он чувствует, что это дело отпущено ему Богом, пришло его время сделать свое главное предназначение в жизни, к которому он так долго готовился - защитить Козетту.
Castle On A Cloud - очень трогательная и совсем по-детски наивная песня одинокой и угнетаемой всеми малютки Козетты. В нее она вкладывает всю свою чистую душу, все свои простые мечты.
Master Of A House - как противоположность чистой песне Castle On A Cloud. Она полна неестественных, подхалимских нот, еще бы, ведь ее исполняет хитрющий, изворотливый и очень довольный собой содержатель гостиницы, в которой царят бесчестие и обман.
Поэтому Козетта с радостью встречает своего нового покровителя. Но хозяин и хозяйка, конечно, так просто их не отпустят. Thanardier Waltz - это фальшивая, очень неестественная и унизительная для них песня, где хозяин и хозяйка неискренне выражают свое сожаление по смерти Фантины и любовь к Козетте, на деле же они просто попрашайничают и клянчат у Вальжана побольше денег. И люди могут так низко опускаться!
Но теперь Козетта с Вальжаном, они очень близки друг другу и сразу находят общий язык.
А в это время Жавер клянется перед молчаливыми "судьями" - звездами - что найдет Вальжана. Эта песня просто великолепна!
Проходит время. В воздухе уже витает дух перемен, нарастает народное возмущение по отношению к правительству. Умирает Ламарк, и это становится поводом для начала революционных действий.
Воодушевленно обсуждаетя план действий, поднимается на борьбу народ, отважно и вдохновленно повторяются решительные лозунги революционеров. Red and Black - великолепная, очень вдохновленная и воодушевленная песня, наполняющая и действующих лиц, и нас, слушателей, решимостью и твердостью духа. Do You Hear the People Sing? - продолжает Red and Black. Четко чувствуется ритм, это марш, марш отчаянных и горячих от революционных идей людей, громко поющих гимны революции, твердо верящих в нее и в свою победу. Общие идеалы сплочают людей.
И только один человек занят еще и своими мыслями. Это Мариус, встретивший прекрасную девшку, незнакомку. А Козетта также думает только о Мариусе. Они нашли друг друга! Все песни о любви необыкновенно прекрасны, исполненны светлого вдохновения и восторга, стремления и бесконечного счастья, нетерпеливого желания убедиться, что все это не сон. In My Life - нежная песня Козетты, полной нового необыкновенного ощущения, вызывающего в ее душе столько сомнений, вопросов и одновременно надежд. Есть в ней и еще что-то печальное - Козетта Вальжана выросла, влюбилась. A Heart Full Of Love - песня чистой любви счастливых влюбленных, еще не верящих в это счастье, испытывающиъх неловкость, не знающих, как признаться в любви друг другу. В песню гармонично вливаются ноты горьких переживаний Эпонины, испытывающей неразделенную любовь к Мариусу.
Мне очень нравится и Мариус, и Козетта, но особенно Эпонина! Это сильная девушка, добрая, не лишенная высоких моральных качеств, хотя и воспитывалась она в семье бесчестного хозяина (у которых раньше жила Козетта). Эпонина смогла победить свою ревность, готова была на любые жертвы ради почти не замечающего ее (а ее любовь подавно) Мариуса, ослепленного любовью к Козетте, она только молча и совсем одна, ведь ей даже не к кому было обратиться, утешалась своими мечтами и надеждами и мужественно переносила реальность.
Песня One Day More - это рубежная песня, одна из моих любимейших. В ней слились несколько тем (в основном Who Am I? и I Dreamed a Dream), пересеклись все дороги таких разных персонажей! Для каждого "завтра" играет неимоверно важную, судьбоносную роль. Как знакомо это чувство,
особое ощущение чего-то великого, грандиозного и масштабного, которое вот-вот должно произойти. Все чувствуют, что следующий день будет решающим, необыкновенным. Сколько надежд, стремлений, радостных ожиданий возложено на грядущий день!
Эпонина полностью погружена в эту особенную ночь в свои мысли о любимом. Песня On My Own просто бесподобна! Она, как и звездная ночь, таинственна, чиста, печальна, но при этом просветленна и дышит надеждой. В этой песне раскрывается прекрасный характер Эпонины.
Отважная девушка отправляется на баррикады. Где ее ранят...
Эпонина умирает на руках Мариуса. Это один из самых трогательных моментов в мюзикле! Она не жалуется и сдерживает свою боль. Песня исполнена откровения и любви, в предсмертный час Эпонина наконец решается поведать Мриусу все свои сокровенные мысли. Она погибла красиво, спокойно, ни на кого не тая обиды или упреков, хотя у нее была несчастливая жизнь.
Погибает и еще совсем юный, непосредственный мальчишка Гаврош, это просто невообразимо жестоко!
Мариуса спасает Вальжан. Прекрасны и мягки Bring Him Home и Drink With Me.
Жавер кончает жизнь самоубийством, действительно, он должен был распутать неразрешимый узел проблем...
Но вот революция закончена.
Хозяин трактира, где собирались революционеры, со слезами на глазах вспоминает всех своих друзей, таких воодушевленных несколько дней назад, озаренных мечтами о новой жизни, и которых уже нет на этом свете. Полная скорби и печали песня Empty Chairs at Empty Tables, как мне кажется, затронет каждого.
Революция закончена. Множество людей погибло. И все же постепенно, как и следовало ожидать, жизнь снова ступает в свое обычное русло. Также обманывает хозяин гостиницы, тем же промыслом заняты "милые леди" и, казалось бы, ничего не изменилось. Но нет. След храбрых революционеров не изгладится в памяти народа. Низшие слои доказали, что и они имеют право на свободу и уважение и что за свободу они готовы бороться.
Козетта и Мариус поженились. Вальжану приходит время умирать. Он уже видит призрак Фантины и размышляет о том, как он прожил жизнь, все ли выполнил, что ему предназначалось, жил ли по христианским законам. Сцена трогательна и символична, она напоминает смерть Фантины (даже мотив песни тот же - On my Own).
Вальжан отправляется к милосердному создателю, давая последний, пожалуй, самый важный завет Козетте, Мариусу и всем нам, идея которого проходит через весь мюзикл: любить ближнего - значит видеть Бога.
"Интересности"
Где скачать? Здесь (французская запись) и здесь (лондонская запись). Похоже, второй источник больше не работает :( Но на всякий случай я решила оставить ссылку. А вдруг? :)
Караоке:
On My Own
Stars
Castle On A Cloud
On My Own в исполнении моей любимой Бернадетты Петерс!
On My Own инструментальная версия!
Forbidden Broadway - Les Miserables Parodies - желательно знание английского ;)
Les Miseranimals - знаменитая пародия Анимашек, увидеть которую мечтают многие фанаты "Отверженных"! Так что качайте, не пожалеете! Считаю, что это одна из лучших пародий Анимашек, к тому же в роли Риты Бернадетта Петерс!
Ноты
