Человек из Ламанчи
Man of La Mancha
"Человек из Ламанчи" - это совершенно очаровательный бродвейский мюзикл, впервые поставленный в 1965 году. Как мне кажется, это лучшая интерпретация книги великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Как и сама книга, мюзикл получился шедеврическим. Пусть он и менее известен, чем, например, Cats, Призрак Оперы, Отверженные, но достоинств от этого у него меньше не становится. Весь мюзикл просто пронизан добротой, благородством, искренностью, гуманизмом и светом, которые излучает неутомимый мечтатель, странствующий рыцарь Дон Кихот. Герои просто не могут не вызвать симпатии и любви, сочувствия и сопереживания!
Надо сказать, что "Человек из Ламанчи", по моему мнению, является одним из самых серьезных произведением жанра, в котором поставлена поистине мировая проблема: какова наша жизнь? как должен воспринимать ее человек? и, главное, каков человеческий идеал, к которому каждый должен стремиться? следует ли верить в истину, добро и красоту?
Несмотря на такие глобальные философские вопросы, в пьесе нашлось место и юмору, и иронии. В ней нет ни тягостной атмосферы обреченности, ни озлобленности или апатии. Наоборот, она, как я уже говорила, необычайно гуманна и человеколюбива, оставляет ощущение легкости на душе и дарит вдохновение, необыкновенный душевный подъем! Многому способствует здесь и гениальная музыка, затронувшая мою душу и сердце.
Все положительные герои мюзикла, несмотря на сложность, понятны и близки сердцу. Чудак и сумасшедший в глазах окружающих, на самом же деле галантный, великодушный, благородный, очень добрый и милый рыцарь Дон Кихот Ламанчский, влюбленный в прекрасную Дульсинею, даму чуткую, нежную, красавицу для него одного, все остальные видят в ней грубую и озлобленную служанку Альдонсу, и оберегаемый верным, наивным, очень привязавшимся к нему оруженосцем Санчо Пансой - ну как можно их не полюбить!
Здесь сохраняются как книжные идеи, так и вносятся новые размышления. Мне всегда было интересно, а что было бы, если Дон Кихот встретился бы со своей Дульсинеей.
Мюзикл вобрал в себя лучшие идеи книги, всю ее суть, четко наделил героев только присущими им качествами.
Музыка с первых же аккордов вводит нас в Испанию 16-го века. Очень хороша гитарная аранжировка, приносящая сразу и пламенность, и знойность, и романтику Испании. Очень люблю я эту музыку еще и потому, что в ней нет напускной чрезмерной страстности, ни какого-то ярко выраженного пафоса высоких идей, ни чрезмерной трагичности. Здесь все именно так, как и должно быть: жизненность, естественность, красота, вдохновение!
Композитору удалось уловить атмосферу, особый мир книги! На славу потрудились и сценаристы с либреттистами. Ну как можно забыть выражения: "И как же оруженосит оруженосец?", "Надо быть великодушной с соперниками. А ну, поварачивайся, козел паршивый!". Грубо? Невежественно? Да, так, но даже зная это, к Альдонсе (а она сказала и то, и другое) они только добавляют шарма. Вот такой вот пародокс! А как хоршо сыплет поговорками Санчо (это он унаследовал из книги) и как пламенно говорит Дон Кихот!
Итак, создатели выбрали очень своеобразную и необычную форму подачи сюжета - через рассказ самого Сервантеса. Вымышленный Рыцарь Печального Образа все время соприкасается с историей реального человека.
Алонсо Кихана (он же Дон Кихот) - идеалист, начитавшийся рыцарских романов, является умным и добрым человеком, настоящим рыцарем, чудаком и мечтателем, не способным со своим человеколюбием поверить в греховность человеческого мира, считавший, что все зло на Земле происходит по воле злых волшебников, а не из-за дел людей. Весь мир для Дон Кихота - особенный, таинственный, романтичский, населенный благородными и умными людьми, неповторимый и чудесный.
Песня I, Don Quihotte вводит нас в историю, она является одной из ключевых тем. Сколько в ней решимости и отваги, какое стремление к действиям и подъем чувств! Сразу видно, что такую песню может петь только благородный испанский рыцарь!
Надо сказать, философия Дон Кихота мне близка. Я, конечно, не такой страшный идеалист, но с идеми мюзикла полностью согласна!
Альдонса - необразованная деревенская девушка. С детства окружают ее пошлость, грубость, грязь повседневной жизни. Альдонса давно уже разочаровалась в нашем мире и окружающих людях. Она озлобилась на них, тем более никогда еще не встречала она истинно добрых, бескорыстных людей. Агрессивное отношение подчеркивает мастерская, необыкновенно выразительная It's All the Same. В ней есть место и озлобленности, и даже какому-то отвращению к окружающим, и доля печальной обреченности и горечи от невозможности выбора, перепады настроения - мажор и минор. Опять же, ярко выраженный испанский "колорит".
Можете себе представить, с каким недоверием Альдонса смотрит на человека, почти сумасшедшего, говорящего странным, высоким языком, с упоением называющего чужое имя Дульсинея. Альдонса впервые видит и просто не может поверить, что можно искренне любить, ничего не требуя взамен, любить, воспевать ее красоту и называть благородной дамой ее, даже не умеющую читать! Dulcinea - это гимн великой, чистой, нежной любви, это романтическое воспевание женской красоты. Чудесно красивые обороты речи, искреннее восхищение озаренного внезапно сошедшей на него с небес любовью человека! Сквозит в ней и что-то неуловимо печальное. Великолепная гармония, мягкось, нежность и душевность - не этого ли так не хватает большинству песен? Однако погонщикам все же удается опустить на землю эту небесную мелодию, превратив возвышенный мотив в пошлую песенку.
Иронией пропитаны I'm only thinking of Him и We're only thinking of him. И Антония, и ключница, и Самсон пытаются высказать в разговоре со священником искреннее христианское милосердие и заботу о ближнем, на самом деле их мысли эгоистичны, и пекутся они не о нем, а о себе и своей выгоде. Стоит ли говорить, что музыка великолепна? =)
Самсон бросает вызов Дон Кихоту (хотя у того и в мыслях не было его обидеть), он скептик, реалист, начисто лишенный способности мечтать, но одержимый мыслью о всесильности науки.
Альдонса не может понять мотивы благородства Дон Кихота. Ну почему он так делает? Она обращается за помощью к Санчо. I like him - в этой песне вся суть Санчо. Задорная, искренне недоуменная, честная, наивная и дорбродушная. Он и сам не знает, за что так бескорыстно предан своему хозяину. Песня усиливает комичность персонажа, делает его еще более симпатичным.
What Does He Want of me? (изначально What Do You Want of Me?) - мягкая и очень выразительная песня Альдонсы, серьезно задумавшейся о Дон Кихоте.
Little Bird, Little Bird - песня погонщиков мулов. Очень гармоничная и нежная однако, что вовсе не соответствует намерениям оных. Очень красивое двухголосие.
Barber's Song и Golden Helmet of Mambrino - отражают 2 взгляда на одну вещь. Для цирюльника это просто тазик для бритья, но для Дон Кихота - это настоящий Мамбринов шлем, реликвия прошлого, попавшая волей судьбы в его руки! Мелодия цирюльника нарочито небрежная и весельчацкая, да и сам он халатно относится к работе. Дон Кихот же сосредоточен в восторженном монологе шлему Мамбрина! Энергичная, прекрасная песня! Невозможно не улыбнуться при виде величественного и торжественного водружения тазика на голову рыцаря.
To each his Dulcinea - прелестаня песня. Ее поет мягкий священник, который не возражает против существования Дульсинеи (то есть скрытой заветной мечты). Пусть у каждого будет своя мечта, вдохновляющая человека на действия и направляющая его, превращающая мир вокруг него в более прекрасное место, освещеющая его своим особым светом. Лучшее предверие к гениальной песне The Quest (the Impossible Dream).
Сама обстановка, в которой Дон Кихот поет эту песню, удивительно прекрасна и романтична: ночью, под светом звезд во время бдения над оружием (пусть и на скотном дворе). В этой песне заключены очень высокие нравственные идеи мюзикла, все слова важны и прекрасны. Здесь удивительная музыка и гармония, грандиозное вдохновение и подъем. Мечтать! Пусть обманет мечта... Дон Кихот знает, что его путь непрост, знает, что невозможно достать недосягаемую звезду, но не опускает руки и все равно продолжает свой путь, веря, что на этом пути к невозможному идеалу он сможет улучшить наш мир. Так велят ему его совесть и законы чести, и это, как он сам выражается, даже не обязанность, а привелегия рыцаря - этот путь доставляет ему удовольствие! Это прекрасно! И слова, и музыка неповторимы и великолепны, и эта песня общепризнанно входит в число величайших хитов музыкального театра, знаменита и любима многими! Вообще, во всем спектакле проходит идея невозможной мечты.
Сервантес говорит: "Мы видим мир таким, какой он есть, вместо того, чтобы видеть, каким он должен быть!" Нельзя обращать внимание на мелочи, Дон Кихоту удается видеть лучший мир, именно это и дает ему силы на выполнение обета, прохождение испытаний, это доставляет ему радость при прохождении пути.
Knight of the Woeful Countenance - жизнерадостная, очень активная и энергичная песня, служащая Дон Кихоту призывом быть храбрым рыцарем и стяжать себе славу великими подвигами (естественно, не лишена иронии от посвящающего в рыцари "хозяина замка" - то есть постоялого двора). Полностью соответствует образу Дон Кихота - неунывающего, бодрого и жизнерадостного.
Aldonza - как противопоставление песням Дон Кихота. Альдонса, уже было поверившая в идеал красоты и правды, жестоко обманута и избита погонщиками. Мечты не сходятся с реальной жизнью. Все страдание, горечь, обиду Альдонса выплескивает на Дон Кихота. Если the Quest - кульминация в идейном содержании, то Aldonza - кульминация действия. Здесь противоречия между реальной жизнью и идеалами доведено до предела, обострено несчастьями, выпавшими на долю Альдонсы. С самого рождения все в ее жизни было не так, как должно было быть. Но Дон Кихот вселил в нее надежду и лишил агрессивности, при помощи которой она защищалась от несправедливого мира. Теперь же она не знает, что делать. Песня, полная отчаяния и страдания, очень выразительная и яркая.
Казалось бы, никакие обстоятельства не сломят идеалов и воли Рыцаря Печального Образа (и даже опозоренная несчастная Альдонса продолжает оставаться для него леди), но это не так. Доктору Самсону Карраско, знатоку психологии, все-таки удается при помощи безжалостного приема с зеркалами вернуть Дон Кихота к разуму.
Но... оказалось, что Карраско не вылечил Дон Кихота, а еще более ухудшил его состояние. Ведь он лишил Алонсо Кихану мечты, идеалов, целей в жизни и теперь тот не видит смысла в своем существовании и уже готов к скорой кончине.
A little Gossip - песня в духе Санчо призвана немного развеять напряженную атмосферу. Но в этот раз Алонсо категорично называет Санчо мешком, полным пословиц и поговорок.
Сеньор Кихана не узнает Альдонсу, пришедшую к нему. Но ее искренние, сказанные от всего сердца слова все-таки находят отклик в душе Киханы, Альдонса возвращает ему его же слова, жизненную цель. Снова проходят прекрасные темы. Но во время решительной Man of La Mancha Алонсо Кихана умирает...Печальня церковная мелодия Псалома священника подводит итог его жизни. Не стало хорошего человека, но дух Дон Кихота жив и никогда не умрет. Ведь теперь его идеалы несет Дульсинея. И чем печальнее звучит Псалом, тем более обнадеживающе и просветленнее звучит исполненная узниками The Quest. На высокой, торжественной ноте заканчивается мюзикл, прославляющий добро, великодушие, правду, жизнелюбие, отвагу и светлую мечту.

Я смотрела мюзикл уже 2 раза и готова еще смотреть и смотреть московскую постановку "Человека из Ламанчи" в Театре Российской Армии. Наша постановка показалась мне очень удачной: замечательно подобраны актеры, сценарий почти не изменен, песни исполненны искренне, с чувством. Из Владимира Зельдина получился отличный Дон Кихот, несмотря на то, что актеру уже 90 лет, его Дон Кихот довольно энергичен и активен, а, главное, он очень вдохновенно поет и произносит серьезные монологи. А еще здесь Санчо очень добрый и забавный. Спектакль и сейчас идет, обязательно посетите его!
Видела я и экранизацию. Многие критики назвали фильм провальным. Я так не считаю. Но и впрямь, по сравнению с мюзиклом (таким, каким я видела его в Москве) он получился скучноватым, сероватым, лишенным особого вдохновения и очарования, царившего на сцене. Сложно сказать, почему же так получилось. И актеры, вроде бы, хорошо играли, и либретто не сильно изменили (хотя и внесли несколько новых сцен, пожертвовав песнями, что я совсем не одобряю), а что-то не так. Но зато я могу точно назвать самый большой недостаток фильма. Извините за такие резкие высказывания, но пение Софи Лорен просто убийственно! Оно перекрывает все впечатления о фильме. Я уважаю Софи Лорен, но здесь она чуть ли не ревет, тем самым она умудряется испортить номера It's All the Same, Aldonza и одну из моих любимейших сцен мюзикла - финальную секвенцию, где Альдонса рассказывает Дон Кихоту о Дульсинее и невозможной мечте. Одни песни немилосердно вырезали (что делать нельзя. Ну чем, скажите, им не угодили чудесные What Does He Want of me? (хотя, вспоминая манеру исполнения Лорен, я понимаю почему) и To every Man His Dream?), другие сократили. Все это лишило мюзикла важной составляющей, сделало менее завершенным, можно сказать, отняло частицу души.
Мой совет: перед просмотром фильма хотя бы раз прослушайте саундтрек (выложен дальше), чтобы иметь представление, как песни Альдонсы звучат на самом деле. Знайте, что на самом деле мюзикл может быть и веселее, и интереснее, и искреннее. Лучше всего, если есть возможность, посетить Московский театр, ну и, конечно, Бродвей!!! (хотя я там не была никогда :( ). Всем настоятельно рекомендую! Получите огромное удовольствие и неизгладимые впечатления! Кстати, именно после "Человека из Ламанчи" я поняла, что становлюсь большим фанатом мюзиклов...

"Интересности"
Где скачать?
Скачайте на jukebox!
Скачайте у меня
Инструментальные версии:
Отличная обработка тем мюзикла ( увертюра к саундтреку фильма)
Так начинается фильм
А это музыка титров
Несколько миди и караоке

Ноты
А здесь можно найти либретто и переводы

Hosted by uCoz